Главная Мой профиль Регистрация Выход Вход Писатель Александр Ковалевский
Приветствую Вас Гость | RSS
Четверг
28.03.2024
16:13
АЛЕКСАНДР КОВАЛЕВСКИЙ
Главная страница
[ Новые сообщения · · · Поиск · RSS ]
  • Страница 1 из 1
  • 1
Публицистика » Публицистика » Публицистика » О литературных гонорарах и «раскрученных» писателях
О литературных гонорарах и «раскрученных» писателях
kobizskiyДата: Среда, 14.10.2009, 13:27 | Сообщение # 1
© Александр Ковалевский
Группа: Администраторы
Сообщений: 50
Репутация: 0
Статус: Offline
Начну сразу с того, что если вы решили стать писателем, чтобы заработать денег, скорее всего у вас ничего из этой затеи не получится.
Существует множество причин, по которым люди берутся за перо. Одни жаждут известности, славы и денег, другие — стремятся поведать миру что-то новое, значительное и интересное, третьим просто нечем занять себя в свободное время.

Разумеется, нет ничего предосудительного в том, чтобы зарабатывать сочинительством, но все же издание книги — это прежде всего свидетельство того, что ваша жизнь не прожита пустоцветом. Кем бы ни был человек, ученым философом или безграмотным пастухом, преступником или законопослушным гражданином, самим фактом своего существования на Земле он уже значителен и интересен, и каждый из нас привносит в этот мир что-то новое. Писателям повезло больше других, они имеют возможность высказать это новое в книгах и тем оставить память о себе потомкам, ведь литература, как выразился Салтыков-Щедрин, «изъята из законов тления — она одна не признает смерти...»

«Литература, которая не есть воздух современного ей общества, которая не смеет передать обществу свою боль и тревогу, в нужную пору предупредить о грозящих нравственных и социальных опасностях, не заслуживает даже названия литературы, а всего лишь – косметика», — такое видение литературы высказал Александр Солженицын в своем письме Четвертому Всесоюзному съезду Союза советских писателей от 16 мая 1967 года.

Лично я считаю, что браться за перо нужно лишь тогда, когда наболело так, что вы уже не можете не писать, и тогда у вас получится создать что-то стоящее. Фазиль Искандер по этому поводу сказал так: «Я думаю, что для писателя, как, видимо, для всякого художника, первым главнейшим актом творчества является сама его жизнь. Таким образом, писатель, садясь писать, только дописывает уже написанное его жизнью. Написанное его личной жизнью уже определило сюжет и героя в первом акте его творчества. Дальше можно только дописывать.
Писатель не только, как и всякий человек, создает в своей голове образ своего миропонимания, но неизменно воспроизводит его на бумаге. Ничего другого он воспроизвести не может. Все другое — ходули или чужая чернильница. Это сразу видно, и мы говорим — это не художник. Поэтому настоящий художник интуитивно, а потом и сознательно строит свое миропонимание, как волю к добру, как бесконечный процесс самоочищения и очищения окружающей среды. И это есть наращивание этического пафоса, заработанное собственной жизнью. И другого источника энергии у писателя просто нет».

Константин Паустовский: «Главное для писателя — это с наибольшей полнотой и щедростью выразить себя в любой вещи, даже в маленьком рассказе и тем самым выразить свое время и свой народ. В этом выражении ничто не должно сдерживать писателя — ни ложный стыд перед читателями, ни страх повторить то, что уже было сказано (но по-иному) другими писателями, ни оглядка на критиков и редактора. Во время работы надо забыть обо всем и писать как бы для себя или для самого дорого тебе человека на свете».

Так что если вы решили стать писателем только для того, чтобы заработать денег — халтура тут не пройдет. Что же касается гонораров, то на высокие гонорары начинающий автор рассчитывать, увы, не может.

Для меня первая моя книга стала личным протестом против порочности нашей правоохранительной системы и поразившей страну коррупции. Издать такую книгу в 2001-ом мне удалось на удивление легко. В выходных данных одной из книг Александры Марининой, изданной совместно московским и нашим харьковским издательством, обратил внимание на объявление следующего содержания: «Издательство приглашает к творческому сотрудничеству в остросюжетной серии «Перехват» известных писателей, заинтересованных в реальной популяризации своих произведений. С вниманием отнесемся к предложениям начинающих авторов». И указан был номер телефона издательства с кодом (0572), то есть, харьковским. Созвонившись с издателями по этому номеру, я привез им свою отпечатанную на матричном принтере рукопись и буквально через три дня мне позвонил директор издательства и сказал, что они прочитали рукопись и готовы ее издать. В общем, приезжай подписывать авторский договор.

Когда прибыл в издательство, на поставленный мне в лоб вопрос: «Сколько ты хочешь за свою рукопись?», я не знал, что ответить, поскольку о правилах игры на новом для меня поприще имел весьма смутные представления, чем весьма порадовал директора издательства, который мне тут же предложил за очень большие деньги отдать рукопись хорошо раскрученному, но уже исписавшемуся автору. Мол, с этим писателем, который на своих книгах заработал у них уже более ста тысяч долларов, этот вопрос уже обговорен и он готов поставить на моей рукописи свою подпись. В случае моего согласия, мой гонорар будет исчисляться в тысячах долларов. Это предложение я не стал даже обсуждать, и уточнять, сколько конкретно мне предлагают, не стал. Тогда мне предложили другой вариант: мне сразу платят 500 баксов, но рукопись издатель выкупает у меня пожизненно. В конце 2000-го при моей зарплате оперативного дежурного райотдела в 50 у.е., 500 долларов были немалыми деньгами, но отдать книгу издательству навсегда я отказался. В результате за эту книгу, которую назвал «Разорванный круг», получил тогда гонорар аж 1000 гривен при тираже 10 тыс.экз., а издатель заполучил права на мое произведение на один год. Так со своего первого авторского гонорара я не смог окупить даже половину стоимости компьютера, на котором роман был написан. Но не в гонораре ведь дело — главное, что книга увидела свет!

Через год, когда у моего первого издателя закончились лицензионные права на мою книгу, я подошел на 4-ом Международном книжном фестивале «Мир книги – 2002» к стенду издательства «Клуб Семейного досуга» и, представившись, как уже изданный автор двух книг, поинтересовался, возможно ли их переиздание Клубом. Мне дали визитку менеджера Клуба с его электронным адресом, на который я выслал свои рукописи на рецензию. Месяца через полтора мне позвонили из Клуба и сообщили, что на мои книги получен положительный отзыв и предложили заключить авторский договор на пять лет на стандартных для всех авторов условиях: по предоставлении рукописи 400 у.е., а потом два раза в год начисляются роялти: при реализации через каталог Клуба 3% от каждой проданной книги до 10 тыс. тираже, и 4% роялти при тираже свыше 10 тыс. экз. При реализации через розничную торговлю авторские роялти составляют 8% от каждой проданной книги до 10 тыс. и 10% свыше 10 тыс.

Я счел такие условия приемлемыми и подписал авторский договор с Клубом, который представил мою книгу «Разорванный круг» на V Международный книжный фестиваль «Мир книги – 2003» и на этом фестивале «Разорванный круг» был назван «Книгой года» в номинации «Символ времени».

Через несколько лет этот же роман стал лауреатом Международной Национальной Премии «Золотое Перо Руси — 2007», но Национальная Премия — это только громкое название, на самом деле никакого денежного вознаграждения в этой премии не предусматривалось. Лауреатам вручались дипломы и фарфоровые статуэтки «Перо Руси» и какие-то подарки от спонсоров фестиваля.

В 2003-ом, например, за «Книгу года» мне на сцене ХАТОБ организаторы фестиваля вручили диплом и огромную корзину цветов, а поскольку спонсорами фестивали были парфюмерная и кондитерская фабрики, и презенты от них были соответствующие: подарочные наборы детских кремов и бисквитов.

Для тех, кто питает какие-то иллюзии насчет литературных премий и баснословных авторских гонораров, замечу, что при тираже 10.тыс.экз. (а начинающего автора никто большим тиражом печатать не станет) гонорар составит около тысячи у.е. Учитывая, что на полноценный роман уходит минимум год ежедневной работы, литературная деятельность явно не для тех литераторов, кто мечтает о больших деньгах.

Чтобы начать зарабатывать своим творчеством, нужно иметь тираж не менее 100 тыс. экз., что начинающему литератору в Украине практически нереально. А выйти украинскому автору на российский книжный рынок сегодня очень проблематично.

Зарабатывают же миллионы сегодня только искусственно раскрученные конвейерные писатели типа Марининой, Татьяны Поляковой и Донцовой, накропавшие уже по полсотни книг. А зачастую «знаменитых писателей» вообще не существует как таковых в природе. Издатели придумывают для серии какой-нибудь левый псевдоним и под этим псевдонимом публикуются десятки неизвестных никому авторов. Вот этот псевдоним и раскручивают.

Недавно мне позвонил из Москвы главный редактор одного самого мощного в РФ книжного издательства (называть его не буду из политкорректности) и 20 минут мне рассказывал, что рукопись моей трилогии «Ответить за все» рецензенту очень понравилась, только по его мнению нужно в ней что-то там вырезать, пролог немного сократить и так далее. Насчет правок с гл.редактором спорить не стал, все равно не он будет редактировать, он обрадовался, что я с понимаем отнесся к его замечаниям и пожеланиям, и тут он заявил, что из-за кризиса они не издают сейчас новых авторов, однако для меня издательство сделало исключение с одним условием, что издать свою новую книгу я могу только под их псевдонимом, но в выходных данных будет стоять моя настоящая фамилия.

Не сразу сообразив, о чем он мне толкует, я сказал, что вообще-то у меня есть свой псевдоним, под которым публикуюсь с 2001-го года.

Главред поинтересовался, сколько у меня под этим псевдонимом издано книг — я ответил, что с учетом переизданий под псевдонимом Александр Ковалевский в Украине и России опубликовано четырнадцать книг, но это главного редактора московского издательства ничуть не смутило, мол, у них есть авторы, у которых вышло по двадцать книг, и ничего, они публикуются теперь под предложенным мне псевдонимом. Объяснил такую политику издательства редактор тем, что книги этого выдуманного издателями автора хорошо покупают на всех необъятных просторах Расеи от Москвы до Владивостока.

Вот так из первых уст я узнал, как сегодня становятся раскрученными писателями. В общем, разбогатеть на литературном поприще удается единицам, которые смогли пробиться только благодаря коммерчески заинтересованному в них издателю и на которых за копейки работают бригады «литературных негров».

Увы, таковы сегодня реалии в мире книжного бизнеса…



© Александр Ковалевский
 
Публицистика » Публицистика » Публицистика » О литературных гонорарах и «раскрученных» писателях
  • Страница 1 из 1
  • 1
Поиск:


Copyright © 2009 Авторский сайт Александра Ковалевского Я в контакте
 Copyright MyCorp © 2024
Писатель Александр Ковалевский